Рабочая поездка началась с посещения обелиска защитникам Диксона – морякам-североморцам и бойцам народного ополчения. Члены делегации почтили память северян, погибших в годы Великой Отечественной войны. Диксон – единственное место на карте Сибири, где во время войны произошло фашистское нападение.
Ключевой целью поездки названа оценка состояния портовой инфраструктуры и поиск решений для развития Северного морского пути (СМП) и Трансарктического транспортного коридора. Это особенно важно для реализации крупных проектов, включая строительство нефтяного терминала в бухте Север и угольного, возводимого в рамках освоения Сырадасайского месторождения.
Полпред подчеркнул стратегическую значимость порта Диксон для России – порт обеспечивает доступ к Северному морскому пути и способствует развитию арктической экономики. По оценке экспертов, порт играет ключевую роль в организации грузоперевозок, обеспечивает связь между материковой частью страны и отдалёнными северными районами, что делает его незаменимым элементом транспортной инфраструктуры а также способствует развитию рыболовства и туризма в регионе. С увеличением глобальной заинтересованности в Арктике, значение Диксона как транзитного узла и логистического хаба возрастёт, открывая новые возможности для торговли и сотрудничества с дружественными государствами, считает полпред.
Порт работает с июня по сентябрь-октябрь, зимняя навигация возможна с ледоколами. Из восьми причалов сейчас используются два, принадлежащие частной компании. Глубины до 15 метров позволяют принимать суда грузоподъемностью до 50 тыс. тонн. Согласно представленной информации, в 2024 году через Диксон прошло более 170 тысяч тонн грузов, в том числе: около 33 тысяч тонн угля и 7 тысяч тонн нефтепродуктов. Члены делегации посетили оба участка порта Диксон – первый включает в себя грузовой причал и пассажирский порт в материковой части посёлка Диксон. На западе полуострова Таймыр в 70 километрах южнее Диксона на Северном морском пути в Енисейском заливе расположен второй участок «Угольный терминал Енисей».
В ходе рабочей встречи с руководством Красноярского края, представителями федеральных министерств и ведомств, а также ряда организаций помощник Президента и полпред рассмотрели вопросы модернизации порта – руководству порта поручено подготовить соответствующие планы. Речь также шла о размещении аварийно-спасательного флота. С главой городского поселения Диксон Николаем Бураком обсуждены мероприятия по благоустройству поселка Диксон, жилищному строительству и строительству автомобильных дорог.
Кроме того, делегация посетила морской спасательно-координационный центр (МСКЦ), который обеспечивает безопасность мореплавания и реагирует на ЧС в Арктике. Николай Патрушев отметил профессионализм сотрудников и подчеркнул необходимость обновления причалов. «Для бесперебойной работы центра необходимы модернизация причалов и портовых сооружений в целях обеспечения базирования аварийно-спасательных и гидрографических судов, бункеровки судов топливом, водой, пополнения судовых запасов и ремонта», — сказал Николай Патрушев.
По словам полпреда, морские порты в Арктике исторически являются важными звеньями транспортной системы Российской Федерации. Планы по наращиванию грузопотока в северных портах необходимо подкреплять модернизацией портовой инфраструктуры и увеличением её мощности. Для достижения этой цели понадобится объединить усилия и ресурсы органов власти и бизнеса, считает Анатолий Серышев.
Фото пресс-службы губернатора Красноярского края